Department of Foreign Languages of MIPT

Science

Publications

The main articles of the teachers of the MIPT Research Institute in scientific journals

Teaching ESL Science Communication in Multidisciplinary Multilevel Classroom Settings

Authors

  • Bazanova E.
  • Sokolova E.
  • Sysoeva M.

Teaching ESL Science Communication in Multidisciplinary Multilevel Classroom Settings

Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes: Vol. 11, No.1. Pp. 105-125

Read
The Genre of a Grant Proposal in the Modern Teaching Context: Challenges and Possibilities. (2023)

Authors

  • Alenkina T.B.

The Genre of a Grant Proposal in the Modern Teaching Context: Challenges and Possibilities. (2023)

Higher Education in Russia. Vol. 32, No. 6. P. 76-92. (Scopus, ВАК)

Особенности использования текстовых и графических чат-ботов с искусственным интеллектом в преподавании английского языка (2023)

Authors

  • Сильчева А.Г.
  • Ламзина А.В.
  • Павлова Т.Л.

Особенности использования текстовых и графических чат-ботов с искусственным интеллектом в преподавании английского языка (2023)

Перспективы науки и образования. ISSN 2307-2334 (Scopus, ВАК)

Read
Teaching Press Release as a Hybrid Genre in the Academic Writing Course (English Language, Science Majors) (2022)

Authors

  • Alenkina T.B.

Teaching Press Release as a Hybrid Genre in the Academic Writing Course (English Language, Science Majors) (2022)

Media Linguistics. Vol.9, No.4. P. 446-457. (Scopus)

Practicing Monologue Speech Through Voicing A Video Fragment as a Means of Teaching Language for Specific Purposes (2021)

Authors

  • А. Kravchenko
  • L. Mayorova
  • V. Avdeeva
  • A. Bogatov
  • N. Kabanova

Practicing Monologue Speech Through Voicing A Video Fragment as a Means of Teaching Language for Specific Purposes (2021)

ICERI2021 Proceedings, pp. 2387-2391. (Scopus)

Пути формирования

Authors

  • Одарюк И.В.
  • Колмакова В.В.
  • Маруневич О.В.

Пути формирования "мягких навыков" с помощью интерактивных технологий обучения в техническом вузе (2023)

Казанский педагогический журнал.2023. № 3(158). С. 79-86 (ВАК)

Read
From Genre Approaches in Teaching English as a Second Language to the Integrated Cross-cultural Model of Genre Pedagogy: A Theoretical Review (2022)

Authors

  • Alenkina T.

From Genre Approaches in Teaching English as a Second Language to the Integrated Cross-cultural Model of Genre Pedagogy: A Theoretical Review (2022)

Pedagogy: Theory and Practice. No. 4. P. 361-370. (ВАК)

Деривационный потенциал суффиксации в американском варианте английского языка (на примере отэтнонимических глаголов)(2022)

Authors

  • Маруневич О.В.
  • Хлебникова М.В.

Деривационный потенциал суффиксации в американском варианте английского языка (на примере отэтнонимических глаголов)(2022)

Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 7 (170). – С. 107-112 (ВАК)

Read
Потенциал использования видеоматериалов сети Интернет при обучении иностранному языку в техническом вузе (2022)

Authors

  • Маруневич О.В.
  • Гампарцумов А.С.

Потенциал использования видеоматериалов сети Интернет при обучении иностранному языку в техническом вузе (2022)

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2022. – Том 11. – № 4. – С. 30-39. DOI: 10.24412/2225-8264-2022-4-30-39 (ВАК)

Read
Видеокурс как одно из наиболее современных и эффективных средств обучения русскому языку как иностранному (2022)

Authors

  • Гаврикова И.Ю.

Видеокурс как одно из наиболее современных и эффективных средств обучения русскому языку как иностранному (2022)

Вестник ЮУрГГПУ. № 1. (167). – Челябинск, 2022. – С. 54-71 (ВАК)

Perspectives of Using Free Association Test in the Methodology of Teaching Foreign Languages (2022)

Authors

  • Monakhova E.
  • Sokolova E.
  • Malakhinova E.

Perspectives of Using Free Association Test in the Methodology of Teaching Foreign Languages (2022)

Вопросы прикладной лингвистики. 2022. № 47. С. 81-107 (ВАК)

Цифра/число в китайской традиции и «наивной» картине мира китайцев  (2022)

Authors

  • Рубец М.В.

Цифра/число в китайской традиции и «наивной» картине мира китайцев (2022)

Идеи и идеалы, Т. 14. № 4. Ч.1. С. 191–214. DOI 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-191-214. ISSN (print) 2075-0862; ISSN (online) 2658-350X (ВАК)

Разработка и перспективы развития национальной интеллектуальной системы тестирования общеязыковых компетенций (ИСТОК) на базе нейросетевых решений (2023)

Authors

  • Базанова Е.
  • Горизонтова А.
  • Грибова Н.
  • Чикаке Т.
  • Самосюк А.

Разработка и перспективы развития национальной интеллектуальной системы тестирования общеязыковых компетенций (ИСТОК) на базе нейросетевых решений (2023)

Высшее образование в России, Т.32, №8-9 (ВАК, Scopus)

Read
Using Quizlet and Brain Quiz in ESP virtual classroom at technical university (CEFR level B2/C1)

Authors

  • Shadrina, O.V.
  • Korneeva, E.G.
  • Kabanova, N.V.

Using Quizlet and Brain Quiz in ESP virtual classroom at technical university (CEFR level B2/C1)

Shadrina, O.V., Korneeva, E.G., & Kabanova, N.V. (2024). Using Quizlet and Brain Quiz in ESP virtual classroom at technical university (CEFR level B2/C1). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 2, pp. 324-336. (In Eng., abstract in Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-324-336

Read
Linguistic and stylistic and linguacultural features  of the oral and written discourse “scientific conference”  (based on the international conference on scientific communication)

Authors

  • Ilona Yu. Bagdasarova

Linguistic and stylistic and linguacultural features of the oral and written discourse “scientific conference” (based on the international conference on scientific communication)

Научно-теоретический журнал «Неофилология» (Neofilologiya = Neophilology), 2024; 10(3): 615-624

Read

Конференции

Приглашаем профессорско-преподавательский состав и научно-педагогических работников отечественных и зарубежных вузов принять участие в 5-ой международной конференции по профессиональной и научной коммуникации

Cross-Disciplinary Intersections Between STEM Subjects and English as a Foreign Language in Academic Contexts

Дата проведения конференции

16, 17, 18 ноября 2023 г.

Организаторы

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Московский Политех, Ассоциация экспертов по академическому языку «Национальный консорциум центров письма»

Формат

очный/онлайн

Направления

Картинка
Письмо для академических и исследовательских целей
Картинка
Научная коммуникация и популяризация науки

Подробнее

Междисциплинарная координация в рамках профессионально-ориентированного обучения английскому языку в высшем учебном заведении связана с идеей предметно-языкового интегрированного обучения. Владение навыками научной коммуникации и профессионально-ориентированным английском языком становится необходимым условием подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, способных стать активными членами международного научного и делового сообщества. Для внедрения в учебный процесс данного подхода необходима, прежде всего, совместная деятельность преподавателей иностранного языка с преподавателями профессиональных дисциплин — специалистов в технических областях.

Несмотря на широкое проникновение феномена коммуникации в сферу интересов различных отраслей науки и появление различных междисциплинарных, мультидисциплинарных и интердисциплинарных подходов в обучении английскому языку, преподаватели профильных дисциплин редко взаимодействуют с преподавателями английского языка, а студенты проходят большую часть своих курсов в рамках учебного плана своей заявленной специальности. Что еще больше усложняет задачу обучения англоязычной научной коммуникации, по крайней мере частично из-за её многогранного характера, научная коммуникация редко преподается как отдельная академическая дисциплина.

Конференция направлена на определение методологических подходов к обучению англоязычной научной коммуникации в междисциплинарных и мультидисциплинарных контекстах

  • Как отличаются отечественные и зарубежные подходы и модели междисциплинарной координации, а именно: междисциплинарные тандемы и кластеры, педагогическая система поддержки языкового обучения на занятиях по профессиональным дисциплинам, педагогическая система поддержки предметного обучения на занятиях по иностранным языкам, внедрение междисциплинарных проектов?  
  • Как координировать содержание предметно-ориентированных учебных материалов? 
  • Возможен ли создать единство электронной образовательной платформы предметного курса и собственно иностранного языка для специальных целей?
  • Какая роль отводится научной коммуникации в учебном контенте естественнонаучных дисциплин?
  • Есть ли решение у проблемы интеграции междисциплинарных связей в изучение английского языка для специальных целей?
  • Как реализуются принципы академической научной коммуникации интегрируются в процесс преподавания английского языка для специальных целей?

Конференция проходит в формате пленарных, секционных заседаний, круглых столов и воркшопов.

Журнал ДИЯ

Журнал ДИЯ

Журнал Универсум прикладной лингвистики / Applied Linguistics Universum (ALU)

Это международный научно-аналитический проект, призванный содействовать развитию научного знания, интеллектуального, культурного и производственного потенциала сообщества ученых, объединить усилия специалистов из разных стран мира в области прикладной лингвистики и предоставить им возможности в самоорганизации, коммуникации, экспертной оценке и признании научного творчества, пропаганде и популяризации исследований, продвижении прогрессивных идей и инноваций


Priority areas of research

Приоритетные направления исследований

  • Теория и методика иностранных языков и культур (английского и китайского языков)
  • Применение теоретических знаний о языке к другим областям научных исследований в междисциплинарном контексте

Предусматриваются специальные выпуски, посвященные проведенным конференциям или другим значимым научным событиям


  • Наука - это систематизированный и методически организованный способ получения знаний о мире.
  • Это неотъемлемая и неустанно развивающаяся составляющая нашего существования, которая охватывает все сферы человеческой деятельности.
  • В истории человечества наука играет роль двигателя прогресса, позволяющая расширять и углублять наши познания, разбираться в сложных феноменах и понимать мир вокруг нас.
  • Рубрики – это неотъемлемая часть любого журнала или газеты.
  • Они служат ориентиром для читателя, позволяя им быстро находить статьи по интересующей их тематике. Рубрики создают удобную структуру печатного издания, что позволяет эффективно организовать информацию и сделать ее доступной для широкой аудитории.
  • В медиа-индустрии существует огромное количество раз

More detailed

1

Языками издания являются русский, английский и китайский (публикация статей на языке оригинала с резюме на русском или английском языке)

2

В состав редакции (редсовет, редколлегия) входят авторитетные ученые из разных стран мира. Редакционные этические правила и нормы соответствуют принятым ведущими международными научными издательствами

3

Все статьи, поступающие в редакцию, проходят обязательное двойное слепое рецензирование. К рецензированию статей привлекаются специалисты самого высокого уровня, имеющие многолетний опыт публикаций

4

Публикации в Журнале бесплатны. Авторы сохраняют за собой авторские права и права на публикации без ограничений

5

Журнал находится в открытом доступе. Все содержимое доступно для пользователей бесплатно. Пользователи могут читать, скачивать, копировать, распространять, распечатывать полные тексты статей журнала по ссылке без предварительного разрешения от издателя и автора в информационных, научных, учебных или культурных целях при условии обязательного указания автора и источника (ст. 1273, 1274, 1286 ч. IV Гражданского кодекса РФ)

Научные школы ДИЯ

General characteristics

ПерейтиReferences

Main directions

1

Концептуальные основы жанровой педагогики в международных контекстах и трудах российских ученых-филологов. Жанр и дискурс. Жанр и стиль. Интертекстуальность и интердискурсивность. Жанр в зеркале исторической прагматики. Цифровые жанры научной коммуникации. Понятие мультимодальности. Жанр и практики научной коммуникации в профессионально-опосредованной среде. Жанры научной коммуникации: письменные, письменно-устные (презентационные), устные жанры Жанровая педагогика и академическая грамотность. Чтение как обучение риторической функции текста: description, narration, instruction – основные типы школьного цикла; exposition, argumentation – академические типы университетского цикла. Разработка заданий на развитие говорения с учетом полученных знаний риторической функции текста

2

Жанровая педагогика и академическая грамотность. Разработка заданий для чтения (selective response tasks; semi-productive tasks; productive tasks). Разнообразие упражнений и заданий на просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение

3

Жанровая педагогика и академическая грамотность. Письмо: разработка письменных заданий с учетом полученных знаний риторической функции текста – independent writing-only tasks

4

Жанровая педагогика и академическая грамотность. Письмо: разработка письменных заданий интегрированного характера (reading-into-writing, listening-into-writing integrated task types) по всем уровням образования. Knowledge-transforming approach

5

Жанровая педагогика и академическое письмо. Признание главенствующей роли академического письма в курсах английского языка для специальных целей в контексте национального исследовательского университета. Определение концептов академического письма на каждом курсе. Составление глоссария и тренировочных упражнений на отработку ключевых концептов

6

Письменное задание как теоретическая и методологическая проблема. Типология заданий. Письменное задание как жанр. Критерии оценивания

7

Жанровая педагогика и идентичность автора. Вторичная языковая личность. Развитие когнитивных навыков, а именно предметных и метапредметных навыков, среди которых способность думать, анализировать и логично излагать свои мысли в устном и письменном виде является ключевой. Когнитивные стили в обучении иностранному языку. Влияние родного языка и культуры на изучение иностранного языка. Типология ошибок (errors, mistakes)

Руководитель научной школы

Базанова Елена Михайловна

Базанова
Елена Михайловна

  • Руководитель, кандидат педагогических наук, доцент
  • Президент Ассоциации экспертов по академическому письму “Национальный консорциум центров письма”
  • Член Ассоциации Научных Редакторов и Издателей
  • Член Европейской ассоциации по обучению академическому письму

Ph.D., Associate Professor

Courses:
  • Техническое письмо
  • Эффективная научная коммуникация
  • Академическое письмо
  • Педагогика высшей школы
  • Английский язык для академических целей (бакалавры)
Контакты bazanova.em@mipt.ru>

Goal

  • Интегрировать принципы жанровой педагогики в процесс обучения иностранным языкам в техническом вузе
  • Разработать новый подход, который в сочетании с традиционными методиками будет повышать способность студентов участвовать в научной коммуникации в иноязычной

Tasks

1

Анализировать тексты разной жанровой и дискурсивной направленности с учетом коммуникативных практик современного научного, медиа- и делового дискурса

2

Синтезировать чтение, аудирование, говорение — в письменные и письменно-устные жанры (жанр академической презентации)

3

Развивать вторичную языковую личность на основе деятельностного, компетентностного подхода в сочетании с жанровой педагогикой

4

Развивать вторичную языковую личность на основе деятельностного, компетентностного подхода в сочетании с жанровой педагогикой

Школа жанровой педагогики

План развития

  1. Разработать критерии оценки каждого жанра, а также осуществить контроль за добросовестной проверкой каждым преподавателем письменных заданий студентов
  2. Для реализации данной цели разработать письменные задания для каждого уровня и программы
  3. Обеспечить преемственность жанров по уровням образования, основываясь на принципе поступательного развития жанровой осведомленности педагогов и студентов

General characteristics

ПерейтиReferences

Main directions

1

Концептуальные основы жанровой педагогики в международных контекстах и трудах российских ученых-филологов. Жанр и дискурс. Жанр и стиль. Интертекстуальность и интердискурсивность. Жанр в зеркале исторической прагматики. Цифровые жанры научной коммуникации. Понятие мультимодальности. Жанр и практики научной коммуникации в профессионально-опосредованной среде. Жанры научной коммуникации: письменные, письменно-устные (презентационные), устные жанры Жанровая педагогика и академическая грамотность. Чтение как обучение риторической функции текста: description, narration, instruction – основные типы школьного цикла; exposition, argumentation – академические типы университетского цикла. Разработка заданий на развитие говорения с учетом полученных знаний риторической функции текста

2

Жанровая педагогика и академическая грамотность. Разработка заданий для чтения (selective response tasks; semi-productive tasks; productive tasks). Разнообразие упражнений и заданий на просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение

3

Жанровая педагогика и академическая грамотность. Письмо: разработка письменных заданий с учетом полученных знаний риторической функции текста – independent writing-only tasks

4

Жанровая педагогика и академическая грамотность. Письмо: разработка письменных заданий интегрированного характера (reading-into-writing, listening-into-writing integrated task types) по всем уровням образования. Knowledge-transforming approach

5

Жанровая педагогика и академическое письмо. Признание главенствующей роли академического письма в курсах английского языка для специальных целей в контексте национального исследовательского университета. Определение концептов академического письма на каждом курсе. Составление глоссария и тренировочных упражнений на отработку ключевых концептов

6

Письменное задание как теоретическая и методологическая проблема. Типология заданий. Письменное задание как жанр. Критерии оценивания

7

Жанровая педагогика и идентичность автора. Вторичная языковая личность. Развитие когнитивных навыков, а именно предметных и метапредметных навыков, среди которых способность думать, анализировать и логично излагать свои мысли в устном и письменном виде является ключевой. Когнитивные стили в обучении иностранному языку. Влияние родного языка и культуры на изучение иностранного языка. Типология ошибок (errors, mistakes)

Руководитель научной школы

Базанова Елена Михайловна

Базанова
Елена Михайловна

  • Руководитель, кандидат педагогических наук, доцент
  • Президент Ассоциации экспертов по академическому письму “Национальный консорциум центров письма”
  • Член Ассоциации Научных Редакторов и Издателей
  • Член Европейской ассоциации по обучению академическому письму

Ph.D., Associate Professor

Courses:
  • Техническое письмо
  • Эффективная научная коммуникация
  • Академическое письмо
  • Педагогика высшей школы
  • Английский язык для академических целей (бакалавры)
Контакты bazanova.em@mipt.ru>

Goal

  • Интегрировать принципы жанровой педагогики в процесс обучения иностранным языкам в техническом вузе
  • Разработать новый подход, который в сочетании с традиционными методиками будет повышать способность студентов участвовать в научной коммуникации в иноязычной

Tasks

1

Анализировать тексты разной жанровой и дискурсивной направленности с учетом коммуникативных практик современного научного, медиа- и делового дискурса

2

Синтезировать чтение, аудирование, говорение — в письменные и письменно-устные жанры (жанр академической презентации)

3

Развивать вторичную языковую личность на основе деятельностного, компетентностного подхода в сочетании с жанровой педагогикой

4

Развивать вторичную языковую личность на основе деятельностного, компетентностного подхода в сочетании с жанровой педагогикой

Школа тестологии

План развития

  1. Разработать критерии оценки каждого жанра, а также осуществить контроль за добросовестной проверкой каждым преподавателем письменных заданий студентов
  2. Для реализации данной цели разработать письменные задания для каждого уровня и программы
  3. Обеспечить преемственность жанров по уровням образования, основываясь на принципе поступательного развития жанровой осведомленности педагогов и студентов