В МФТИ предложили правила работы с искусственным интеллектом в образовании
Стратегическая сессия стала платформой для обсуждения сотрудничества человека и ИИ в сфере образования и технологических инноваций. В мероприятии приняли участие представители ведущих российских университетов и технологических компаний, в том числе НИТУ МИСИС, университет ИТМО, «Сбер» и «ВК».
Участники обсудили влияние искусственного интеллекта на образовательные процессы и возможности, которые он предоставляет в этой сфере. Темы сессии включали взаимодействие между обучающимися, преподавателями и ИИ, этичное использование генеративного ИИ, а также создание с его помощью учебных и оценочных материалов.
По итогам стратегической сессии сформулированы правила, выполнение которых, по мнению участников, облегчит взаимодействие с ИИ в образовательном процессе.
В частности, эксперты отметили, что уже сейчас необходимо пересмотреть подход к образованию, учитывая взаимодействие человеческого и искусственного интеллекта и активно использовать коллективный разум. Они сошлись во мнении, что в настоящее время ИИ можно доверить принятие некоторых решений и выполнение простых действий. В частности, он может справляться с некоторыми процессами администрирования, автоматизацией повторяющихся задач, работой интеллектуальных кол-центров при приеме абитуриентов и другими.
При этом нужно сформировать соответствующую информационную инфраструктуру и работать над повышением уровня кибербезопасности и цифровой грамотности пользователей. В целом, по мнению специалистов, ИИ должен рассматриваться как ассистент, а не центральный элемент образовательного процесса.
«Сегодня искусственный интеллект проник во все сферы человеческой жизни, отменить это уже невозможно, поэтому необходимо адаптироваться. Это касается в том числе и сферы образования. Нас, очевидно, ждёт ребрендинг, суть которого будет заключаться в синергии естественного и искусственного интеллектов. Это то, к чему мы должны стремиться. Искусственному интеллекту уже сейчас можно поручить многие несложные, но трудоёмкие для человека операции. Например, составление расписание преподавателя, разработку рабочих программ. Но всё это, разумеется, должно проходить под контролем человека. Полагаться на результат работы ИИ вслепую точно не стоит. В одном я абсолютно уверена – бояться прихода искусственного интеллекта не нужно. Это технология, разработанная человеком, а значит, человеку под силу ей управлять. Более того, по мере эволюционирования ИИ будут развиваться и люди, потому что мы будем взаимодействовать и, как следствие, продолжать менять друг друга. Что касается образования, оно всегда менялось под влиянием технологий. Когда-то всех шокировало появление интернета, а теперь без него невозможно представить образовательный процесс и жизнь в целом. Та же судьба ждет искусственный интеллект. И привыкнем мы к нему быстрее, чем кажется»
отметила организатор сессии, руководитель департамента иностранных языков МФТИ Елена Базанова.
В практической части участники Стратегической сессии разделились на две команды, одна из которых решала поставленную задачу с помощью искусственного интеллекта, а другая – самостоятельно. Затем команды менялись ролями. Цель такой работы – оценить возможности человека и ИИ в сфере образования и выявить точки роста для людей в самостоятельной работе и постановке задач искусственному ассистенту.
В практической части участники Стратегической сессии разделились на две команды, одна из которых решала поставленную задачу с помощью искусственного интеллекта, а другая – самостоятельно. Затем команды менялись ролями. Цель такой работы – оценить возможности человека и ИИ в сфере образования и выявить точки роста для людей в самостоятельной работе и постановке задач искусственному ассистенту.
«Говоря об искусственном интеллекте, мы должны всегда помнить про человека. Только реальный, живой эксперт может оценить, насколько правильный ответ дал ИИ на тот или иной вопрос. И вот мы спрашиваем: до какого момента мы можем доверять ИИ? Особенно когда принятие решений искусственным интеллектом ставит под угрозу судьбу человека. Это очень большой вопрос, ответ на который придётся искать всему человечеству. Что касается поручения процесса передачи знаний искусственному интеллекту, об этом, на мой взгляд, говорить рано. Рутину поручить можно, и это делается. Речь идет о сопутствующей деятельности преподавателя, которая не влияет на других людей. Кто-то из коллег сказал сегодня, что нам надо уходить даже от текста как основного способа передачи информации. Меня это задело. Лично я совсем не уверен, что время текста истекло и человек придумал что-то другое, более эффективное. Возможно, новое поколение возразит мне и приведёт аргументы. Но для себя я не вижу жизни без текста, более того – без бумажной книги, которую я всегда предпочту электронной»
поделился мнением заведующий лабораторией разработки программного обеспечения и систем на кристалле, заместитель директора Физтех-школы радиотехники и компьютерных технологий, представитель компании VK в МФТИ Яков Львович.
По мнению участников стратегической сессии, выход ИИ на экспертный уровень в образовании если и возможен, то не раньше, чем через 15-20 лет. Сейчас же для этого не хватает, в частности, материально-технической базы.
«Что же касается образования, сейчас важно научить студентов и школьников учиться в новых реалиях. Ранее утверждали, что с приходом интернета не нужно ничего запоминать, но на практике люди все равно хотят это делать. Теперь говорят: «О, сейчас и думать не надо!» Необходимо донести до учащихся, что думать и запоминать всё ещё важно. В этом заключается основная задача»
сказал заместитель заведующего кафедрой машинного обучения и цифровой гуманитаристики ФПМИ МФТИ Радослав Нейчев.
«Студенты пишут с помощью искусственного интеллекта эссе, выпускные работы, которые никто не читает. Это искусственная деятельность, а приход ИИ просто сделал очевидные вещи еще более понятными, выпуклыми. Педагоги поняли, что оценивать нужно какую-то созидательную, практическую деятельность. Может ли ChatGPT за нас написать техническую документацию? Вообще-то может. Так и пусть пишет, если он нам сократит в 10 раз время, мы выборочно перечитаем, перепроверим, исправим что-нибудь и всё. Люди сэкономили время, не снизив качество работы. Значит, надо учить их делать именно это. То же и в творческих профессиях. Еще один навык, которому сейчас нужно обучаться – управление будущим. Надо уметь создавать позитивную картину мира через 20-30-100 лет, на основе видения этой конечной точки обучать ИИ и искать ответ, как прийти к такому позитивному будущему. ИИ позволяет нам уйти от прогнозирования и прийти к управлению. А вот синтезировать позитивные образы будущего надо учиться»
подытожил профессор РАН, заведующий кафедрой интеллектуальных систем и кафедрой машинного обучения и цифровой гуманитаристики МФТИ Константин Воронцов.
Напомним, этой осенью в МФТИ открыли Институт искусственного интеллекта. Ректор вуза Дмитрий Ливанов отметил, что Россия делает ставку на ИИ как на основной драйвер технологической независимости.